«Пульс юности не подводит» – так назвал свою новую книгу орловский писатель Александр Лысенко. Она вышла в издательстве «Картуш» в серии «Орловщина литературная – современники».
В новое издание вошли две автобиографические повести о той поре, когда главный герой учился в институте, служил в армии и делал первые шаги на учительском поприще. При довольно простом, казалось бы, сюжете – линейное изложение событий в жизни молодого человека – сама книга не так проста. Это и своеобразный «роман воспитания» со всеми искушениями и испытаниями, и ностальгические заметки о солдатской службе в Советской Армии на Сахалине, и раздумья о морально-нравственных ориентирах молодёжи. Читатели же, близкие к сфере образования и воспитания найдут немало страниц о том, как начинающий педагог применяет живые методы обучения, стремится сделать из своих учеников не просто послушных подчинённых, а союзников, соратников, самостоятельно мыслящих и действующих людей.
Первая повесть (о студентах) «Пульс юности» охватывает период с конца 1960-х до начала 1970-х годов. Автор показывает в форме дневника повседневную студенческую жизнь с её радостями, страстями и неудачами: юноша, случайно выбравший после школы физико-математический факультет педвуза на наших глазах превращается в молодого учителя математики.
На первый взгляд, ситуации банальны: встречи в дружеских компаниях, вожатские заботы в пионерских лагерях, романтические увлечения юными орловчанками, корпение над учебниками в период сессий. Но за всем этим встаёт та большая и сложная жизнь, которая формировала из беззаботного юнца советского человека – комсомольца, студента, будущего интеллигента, а если заглянуть дальше, руководителя, творческого деятеля. Разве неинтересно современному читателю заглянуть в эту историю повседневности, представить себя на месте вчерашнего школяра, столкнуться с неизвестными ныне вопросами и проблемами, пройти по давним улицам родного города?
Автор исподволь подводит читателя к мысли: затраты общества на создание добротной культурной среды, сферы образования, отдыха и спорта, на благоустройство – не пустые траты. Здесь, в вузовской аудитории и спортивной секции, в семье и в дружеском кругу, а не только в цехах и на полях, формируются люди будущего, здесь таким образом определяется устройство грядущего мира.
Вторая повесть – «Пульс юности не подводит» – показывает жизнь большинства героев «Пульса юности» уже после окончания учёбы в институте. Служба в армии, первые шаги на педагогическом поприще, ревнивое наблюдение друг за другом: кто кем становится в те первые самостоятельные годы. Автор показывает становление молодого учителя математики в одной из лучших школ города, его круг общения, досуг и увлечения. Эти страницы имеют, на мой взгляд, особую ценность – вопрошая ныне, почему не слышно новых имён учителей-новаторов, не хотим ли мы начать дискуссию с вопроса: чем встречает современная школа молодого педагога? Ворохом требований об отчётах, показателях, выполнении нормативов либо благодатными возможностями для профессионального роста, инициативы, творчества? Повести Александра Лысенко – это ещё и своеобразная «педагогическая поэма», повод для размышлений тем, кто связан со сферой просвещения.
Тот, кто откроет книгу в надежде найти некий компромат на вполне состоявшихся ныне людей, наверняка будет разочарован: автор деликатно изменил фамилии и имена реальных людей, указал, что всякие совпадения случайны. Да и завершаются все знакомства и увлечения главного героя весьма достойным финалом – итогом поиска «единственной и любимой» становится девушка из далёкого Сахалина, на которой остановил свой выбор вчерашний солдат, а ныне многообещающий молодой учитель.
Читатель повестей найдёт в них множество интересных реалий полувековой и более давности. А потому книга будет интересна и аудитории солидного возраста, и юным книгочеям, которые откроют для себя мир далёких уже сверстников.
Алексей Кондратенко