Писатель – учитель (заметки с заседания «круглого стола» в рамках XIV Всероссийского литературного фестиваля «Хрустальный родник»)

По итогам литературного фестиваля-конкурса, заключительные мероприятия которого прошли в Орле 27 – 28 сентября, в Орловском Доме литераторов  состоялось заседание «круглого стола».

На обсуждение был вынесен ряд вопросов:

— Что сказал бы современный автор сегодняшнему подростку?

Писатель-наставник. Какие сложности в работе с молодыми авторами возникают у руководителя литературного объединения? Оправдывают ли себя литобъединения? Почему?

— Писатель и учреждения образования. Состояние этой взаимосвязи в нынешнее время. Работает ли контакт «современный писатель – средняя школа», «писатель – студенчество»? Есть ли необходимость в создании таких взаимосвязей, их укреплении и работе на постоянной основе?

В большом заинтересованном разговоре приняли участие члены жюри фестиваля: генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов, председатель Калужской областной организации Союза писателей России Вадим Терёхин, члены Союза писателей России орловчанка Светлана Голубева (она вела заседание), Александр Нестругин (Воронежская область) и Кира Марченкова (Брянская область), председатель правления Орловской областной организации Союза писателей России Алексей Кондратенко.

В обсуждении участвовали и другие члены Орловской писательской организации – Елена Ковалёва, Александр Лысенко и Анатолий Загородний, руководитель Центра чтения Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина Наталья Меркурьева, педагоги, финалисты литературного конкурса фестиваля.

Открывая обсуждение, Василий Дворцов подчеркнул, что ныне все общественно-литературные вопросы необходимо рассматривать с точки зрения специальной военной операции. Именно такие сферы, как литература и история, создают личность в данной стране и в данное время. Не «мода на литературу» прошла в недавнее время, а таков был результат работы определённых сил, которые старались разобщить писателя и читателя, вытеснить писателя из общественной жизни. То, что родилось на рабочем столе прозаика и поэта, должно дойти до читателя – это задача общества, задача государства.

Нина Кульчицкая, доцент областного института развития образования, кандидат филологических наук, с тревогой говорила о школе, пережившей и переживающей разные эксперименты и усовершенствования. Кто-то из учителей не выдерживает массы требований сверху (от их исполнения педагоги напрямую зависят экономически, а недельная нагрузка орловского словесника доходит до 40 часов), диктата родителей, апатии учеников. «Войти в программу по литературе» для современного писателя невозможно. Остаётся активнее участвовать в организации внеурочной деятельности.

Кира Марченкова начала своё выступление с тезиса о том, что подростки не ждут встречи с писателем как ещё с одним учителем. Они хотят, чтобы с ними разговаривали. В пример привела свою землячку Анну Воронину, которая ведёт занятия в литературном объединении «Парус», составляет детский раздел «Кораблик» в альманахе «Белые паруса». В прошлом году был издан сборник детских произведений. Как итог – ни один учитель не отказался привести своих учеников в местную детскую библиотеку на встречу с писателями. Конечно, далеко не все из юных авторов со временем станут профессиональными писателями. Но кто-то всерьёз заинтересуется филологией, а остальные сделают для себя определённые жизненные выводы.

Василий Дворцов отметил, что так же активно работают писатели с детьми и в Анапе, здесь создана система десятилетнего обучения в литературном объединении.

Александр Нестругин поделился негативным опытом в этом плане. В его районном центре целыми десятилетиями, напротив, не получается писателям «проникнуть» в учебные заведения. Ранее удавалось хотя бы раз в год прийти к школьникам с рассказом о юбилярах  – писателях-земляках. Теперь же директор даёт категорический ответ: «Программа перегружена, встречу с писателем в неё втиснуть не можем». Попытки пригласить учеников для литературных встреч в библиотеку также оказались безуспешны: невозможно соблюсти все выставленные требования обеспечения безопасности. Словом, не складываются доверительные отношения у администрации школы и писателей.

Светлана Голубева рассказала о том, как писатели участвовали в двух семинарах заведующих школьными библиотеками города Орла. На предложение провести творческие встречи из полусотни школ в итоге появился только один отклик. Почему? Ведь именно школьные библиотеки могли бы стать местом для творческой учёбы юных авторов. Нина Кульчицкая пояснила: библиотекари ныне в школах загружены порой даже больше учителей. Администрация под предлогом того, что те не заняты в учебном процессе, отправляет их на всевозможные совещания и заседания.

Наталья Меркурьева считает, что писатели должны начинать общение с учителями, а потом уже выходить на администрацию школ. Да, сюда теперь надо стучаться в прямом смысле слова. Однако в школу  хорошо бы пускать далеко не всех «стучащихся». Среди взявших в руку перо немало тех, кто мнит себя коллективным Пушкиным. Нужна программа, концепция участия современных писателей в воспитании учеников.

Преподаватель русского языка он-лайн школы «Фоксфорд» Анна Кондратенко обратила внимание на то, что встреч с писателями нет в программах повышения квалификации, творческих семинаров учителей. А преподаватель русского языка и литературы лицея № 21 города Орла Сергей Лаврушин подчеркнул, что приходящий в детскую аудиторию писатель должен знать, с кем и как разговаривать, не быть ментором. На взгляд педагога, поиск общего языка можно было бы начать с идеи издать школьный сборник стихов детей. Его поддержал писатель Анатолий Загородний: недопустимо заидеологизировать общение писателя с детьми. В конечном счёте, всё решают люди увлечённые, яркие энтузиасты.

Вадим Терёхин также выступил против бюрократизации участия писателей в работе с учениками: «Когда писатели ходят по школам, меня это смущает. Представляю, как учитель или директор составляет годовой отчёт:  нас посетили сто(!) писателей». Нужна прежде всего государственная программа распространения в подростковой и молодёжной среде произведений современной литературы. Пока же всё отдано на откуп Минцифры и деятелям «литературных проектов. Важно, чтобы школьники и студенты были знакомы и с новейшей мировой литературой, в первую очередь надо ориентироваться на Китай, Индию, Латинскую Америку. Нужно восстанавливать переводческую школу – и начинать эту работу с сегодняшних старшеклассников, интересующихся творчеством.

Янина Булгакова, один из лауреатов «Хрустального родника» и руководитель брянского Совета молодых литераторов, говорила о том, что творческая молодёжь «не хочет серьёзности», очень болезненно реагирует на критику. Её поддержала Елена Ковалёва: если прежде смыслом творческой деятельности называли служение искусству (что было стимулом роста и движения вперёд), то теперь для кого-то это просто самоудовлетворение (ироничная ремарка Вадима Терёхина: «Даже уровень графомании падает!»). Отсюда эскапизм, вечная игра, нежелание всерьёз задумываться. Другой лауреат фестиваля – Дарья Иванова (Чувашия) – призвала увлекать юных авторов любыми способами, даже… хитростью. Старшеклассники, «жертвы ЕГЭ», не умеют толково излагать мысли. Именно писатель мог бы показать им, как надо противостоять пресловутому клиповому мышлению.

Александр Лысенко привёл в пример опыт взаимодействия Орловской писательской организации со школами. Так, в 1980-е годы писатель-краевед Василий Катанов, «отрабатывая» штатную должность руководителя кружка во Дворце пионеров, провёл сотни(!) творческих встреч, бесед, лекций в школах города и даже на полставки вёл уроки литературы в интернате для слабослышащих детей. В 2001 году при участии филологического факультета госуниверситета в издательстве «Вешние воды» были подготовлены к печати объёмистая хрестоматия «Писатели Орловского края. ХХ век» и сопутствующие методические сборники. Они неплохо послужили и поныне служат педагогам-словесникам, студентам-филологам. А вот выпущенный тем же издательством четырёхтомник современных орловских писателей (2016) оказался почти не востребован местными школами – по-видимому, «разминулся» с перегруженными выполнением разных формальностей учителями.

Заседание «круглого стола» обозначило широкий круг проблем, требующих решения. Вполне очевидны и пути их решения, если не всех, то довольно многих. Важно не замыкаться в узких рамках ведомств и профессиональных сообществ, находить союзников и единомышленников, делиться опытом и поддерживать их.

Материалы «круглого стола» подготовил Алексей Кондратенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*