26 августа 2021 года известному орловскому издателю, литератору, члену Союза писателей России Александру Лысенко исполнилось 70 лет. Свой юбилей Александр Иванович отметил презентацией новой книги «Пульс юности», состоявшейся в этот же день в областной публичной библиотеке имени И.А. Бунина.
Поздравить юбиляра пришли представители областной власти, коллеги-писатели, художники и музыканты, библиотекари и работники музеев, книговеды и краеведы, а также многие его друзья-читатели.
Библиотека подготовила впечатляющую выставку книг, вышедших в издательстве «Вешние воды», которым почти тридцать лет руководил Александр Лысенко – за эти годы было выпущено более 300 наименований художественных и историко-краеведческих книг орловских писателей. Автором и соавтором многих из книг был сам Александр Лысенко.
Большой вклад юбиляра в продвижение книжного дела на Орловщине отметил в своём выступлении председатель областного Совета народных депутатов Орловской области Леонид Музалевский, вручив Александру Лысенко почётную грамоту. Начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области Наталья Георгиева зачитала правительственную телеграмму с поздравлением губернатора Орловской области Андрея Клычкова и вручила имениннику благодарность губернатора.
Много добрых слов в этот вечер Александр Иванович услышал от почётных граждан Орловской области Ивана Мосякина и Виктора Ливцова, писателей Алексея Кондратенко, Елены Машуковой, Андрея Фролова. Лучшим другом библиотек характеризовали его руководители главных орловских библиотек Людмила Бородина, Ирина Никашкина, Елена Семенихина. Большой вклад внёс юбиляр и в развитие музеев, о чем поведали директор объединённого государственного литературного музея И.С. Тургенева Вера Ефремова и директор орловского краеведческого музея Дмитрий Моисеев.
За тесное и плодотворное сотрудничество издателя благодарили председатель регионального отделения Союза художников России Александр Никитин и заслуженный деятель искусств композитор Евгений Дербенко. Но, пожалуй, главным достижением Александра Лысенко и его издательства справедливо можно считать спасение орловской книги на рубеже XX и XXI столетий. Именно он стал законодателем в издательском деле на Орловщине в тот непростой для литературы период и задал поступательное движение своим последователям-издателям.
В своём ответном слове юбиляр сказал, что теперь хотел бы сосредоточиться на писательской работе – материала накопилось много, но заверил собравшихся, что издавать книжки не перестанет.
Кудесник орловской книги
26 августа отметил 70-летний юбилей писатель и издатель Александр Иванович Лысенко.
Его день рождения почти совпадает с горячей порой зачисления абитуриентов в вузах. Вчерашние одиннадцатиклассники массово подают заявления и прочие документы – учиться «на редактора и издателя». Невдомёк школярам, что за четыре года полный курс книжной академии никак не осилишь. Для этого прежде всего надо пройти хорошую жизненную школу – сродни той, что за плечами Лысенко.
С детства был увлечён музыкой. Окончил Орловский педагогический институт, служил рядовым в мотострелковом полку, был секретарём комсомольской организации в техникуме и школьным учителем, инструктором райкома партии. Потом директорство в театре, аспирантура по эргономике (для тех, кто подзабыл значение этого мудрёного слова, поясню: наука о приспособлении сферы труда к особенностям и возможностям человека).
В переломном 1990 году писатели Леонид Моисеев и Иван Рыжов обратились к работавшему тогда в НИИ Лысенко с предложением создать в Орле издательство. К тому времени закрылись Приокское, ряд московских издательств. Писатели литературной столицы оказались в парадоксальной ситуации: где же издавать книги? К тому же появившаяся на свет в марте 1990 года писательская газета «Вешние воды» нуждалась в поддержке. В сентябре того же года было основано одноимённое издательство. Оно продолжило выпуск газеты, быстро освоило издание книг (они тогда разметались покупателями, как горячие пирожки с прилавка).
Так «с лёгкой руки» было положено начало большому многолетнему делу, которое принесло Александру Ивановичу шутливый, но неоспоримый титул «повивальной бабки» современной орловской литературы. Удивительно, но в новом, издательском деле пригодилась даже вузовская специальность математика – для обсчёта параметров будущей книги, чтобы не промахнуться с объёмом и затратами. Оказалось, что, как и музыка с театром, издание книг – тоже искусство, требующее своих виртуозов и кудесников.
Издательское дело открыло новые горизонты общения. В круг добрых друзей вошли художник Андрей Курнаков, глава писательского союза Валерий Ганичев, председатель Орловского землячества в Москве Альберт Иванов… Был дружен Александр Иванович ещё со времён директорства в театре и с народным артистом Олегом Табаковым, но лично мне кажется, что по своей неунывающей натуре сам издатель больше похож на другого знаменитого актёра, Леонида Броневого – те же юмор, любовь к жизни и ирония, ненавязчивая доброжелательность. Да и разве без этих качеств хватило бы нервов и терпения, чтобы заниматься издательским делом на протяжении нескольких десятилетий в бурях бесконечных экономических кризисов, скачков цен, смен стандартов и мод на книги?
Лысенко, сразу заявивший о себе на издательском поприще, всерьёз увлёкся краеведением (а ведь сам не уроженец Орла): пишет книгу «История завода имени Медведева», затем – «Неутомимый труженик» (альбом об орловском трамвае), выступает соавтором первого издания «Почётные граждане города Орла». В последующие годы вышли книги «Болхов. Колокольное имя твоё», «Москва-Харьков. Симфония российских дорог», «Орловская губерния. Страницы фотолетописи», «Гимн строителю», «Орёл», «Достопримечательности Орловского края», «Книги писателей Орла на рубеже столетий»… В каждой масса информации, интересных свидетельств, иллюстраций. Так Лысенко стал признанным законодателем жанра авторского краеведческого альбома. Свидетельством тому – многочисленные победы на конкурсах, отзывы искушённых ценителей, уважение коллег, звание заслуженного работника культуры России.
Издатель, конечно же, работал не только над собственными книгами. С конца 1980-х годов в провинции обозначился настоящий бум издания краеведческой литературы, причём по количеству изданий и тиражам он был несопоставим ни с одним другим периодом в истории нашего Отечества. Профессионал своего дела, Лысенко помог найти путь к читателю многим авторам самых разных изданий (вспомним, например, художественные альбомы А.И. Курнакова, А.Г. Костяникова, книги краеведов В.М. Катанова, В.М. Неделина, автора этих строк, музейные «Краеведческие записки», а также подготовленные совместно с областной детской библиотекой имени М.М. Пришвина книги детского творчества «Я Родину вижу такою» и «Мир, в котором я живу», высоко отмеченные в Союзе писателей России и Центральном федеральном округе). За время существования «Вешних вод» вышло в свет более 300 книг: у многих орловских поэтов и прозаиков, особенно начинающих авторов, появилась возможность заявить о себе.
Орловские новинки благодаря организационной энергии Лысенко представлены не только во всех библиотеках региона (десятки тысяч книг переданы безвозмездно), но и на всероссийских и международных выставках-ярмарках. Сначала Москва и Санкт-Петербург, затем Франкфурт-на-Майне, Париж, Пекин, Дели, Мадрид, Женева, Турин, Нью-Йорк, Лондон… Издателю приятно было наблюдать за посетителями этих ярмарок, которые порой впервые узнавали как о существовании такого города, как Орёл, так и о современных писателях и художниках Орловского края. А ещё были забытые ныне книжные ярмарки-выставки в Орле в 1990-е – начале 2000-х годов. Их посетители видели, насколько плодотворно продолжаются на малой родине классиков русские литературные и книжные традиции.
Но это праздники… Миру, к счастью, не видна издательская кухня: как в муках рождались новые проекты, как преодолевались барьеры на их пути, какие идеи не удалось осуществить в полной мере. Непросто сочетать экономику, творческие предложения, спрос, технологии, оформительские новации и традиции. На слуху кризис печатной книги, закрытие большинства издательств в регионах. Ведь издательство в провинции – это не заурядная конторка, это нечто большее, сопоставимое с наличием в городе театра или вуза, атрибут насыщенной общественно-культурной жизни, свидетельство определённого уровня развития.
Будни издателя – бесконечные вечерние посиделки у компьютера на пару с дизайнером книги и тоже издателем Александром Литюгой, когда кипела кропотливая работа над новыми альбомами. Поредел с годами круг друзей – ушли из жизни не только Альберт Иванов, Валерий Ганичев и Андрей Курнаков, но и орловские писатели Леонид Моисеев, Владимир Громов, Иван Рыжов, Геннадий Попов… Память о них отмечена книгами, изданными Лысенко.
В последние годы Александр Иванович написал ряд мемуарных очерков, издал сборник «Пульс юности». Много времени заняла общественная деятельность: комиссия по наименованию улиц при администрации города Орла, комиссия по вопросам помилования при губернаторе, Общественная палата области. А ещё он заместитель председателя областной организации Союза писателей России.
С высоты собственного опыта и общественного положения он часто размышляет о перспективах издательского дела. Каким оно будет? Что возьмём в будущее, уже завоёванное виртуальным роботом? Важно задуматься и о роли государства. Будет ли власть активно участвовать в издательской политике? Или здесь всё определит рыночная стихия? А какова роль общества?
У Александра Ивановича немало, как сейчас принято говорить, креативных идей и планов. Есть, например, мечта сделать книгу об орловском хлебе – истории и современности. Или мечта о том, чтобы в Орле когда-то появилось государственное издательство (для тех, кто считает это невозможным в литературной столице, дам подсказку: государственное «Северное издательство» ныне успешно работает в далёком Салехарде с 50-тысячным населением). Мечта о том, что любовно изданная орловская книга будет в России таким же узнаваемым сувениром, как тульский пряник…
Что ж, наверное, эти и другие непростые задачи предстоит решать тем, кто сегодня только приходит в вузы, чтобы получить специальность редактора и издателя. В любом случае, труды и уроки Лысенко будут весьма полезны и сегодняшнему, и будущим поколениям кудесников книги, которыми всегда был и, надеюсь, будет славен литературный Орёл.
Алексей Кондратенко