12 января 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного орловского прозаика Леонида Лаврентьевича Сапронова.
Война и мир Леонида Сапронова
Удивительные повороты готовит иная судьба своему обладателю, порой, не хуже, чем в остросюжетном романе, и не вдруг становится ясно, к чему это. Тут главное — не доискиваться смысла происходящего, а оставаться человеком. Может быть, именно таким путём человек получает право говорить о смыслах жизни не только с современниками, но и с потомками.
Леонид Лаврентьевич родился 12 января 1925 года в городе Макеевка Донецкой области, в семье рабочего, выходца из Должанского района Орловской области. Окончив школу, Леонид поступил в техникум, но студенчество длилось только год. Планы молодого человека разрушила война.
В числе тысяч и тысяч молодых людей, принудительно угнанных фашистами в 1942 году в Германию, был и Леонид Сапронов. Он попал в город Рюссельхайм, где работал на автомобилестроительном заводе «Опель». В марте 1945-го Сапронову удалось бежать и встретить в пути войска союзной армии.
После Победы Сапронов работал шахтёром на Луганщине. В 1949-м он окончил Донецкий металлургический техникум и работал на предприятиях Запорожья.
Спустя небольшое время судьба привела его к литературному творчеству.
Первые рассказы Сапронова были опубликованы в газете «Комсомолец Донбасса», позже публикации состоялись в журналах «Донбасс», «Змина» («Смена»), «Советская Украина». В 1957-м в Донецком книжном издательстве вышел первый сборник его рассказов «Вечерняя почта». Леонид Лаврентьевич вступил в Союз писателей России в 1960 году, а в 1962-м окончил Высшие литературные курсы при институте имени А.М. Горького.
Книги Л.Л. Сапронова выходили в издательствах «Советская Россия», «Советский писатель», Приокское книжное издательство. Повести и рассказы печатались в центральных журналах: «Наш современник», «Огонёк», «Советская женщина». В 1965 году Леонид Лаврентьевич переехал в Орёл. Был редактором многотиражной газеты сталепрокатного завода, затем — завода УВМ. Л.Л. Сапронов умер 6 февраля 1978 года в Орле.
Его умное, точное, словно отысканное в пристальных наблюдениях за окружающей жизнью, слово не оставляло равнодушным ни читателей, ни коллег-писателей. «В творчестве Леонида Сапронова деталь играет большую роль в создании характеров героев и эмоционального настроя произведения», — писал о творчестве собрата по перу поэт и публицист Александр Логвинов.
Удивительна драматургия жизни. Сегодня узами крови вновь связаны Орловщина, Донбасс, Луганщина, Запорожье, да и вся страна. Но настанет мир, и творчество призовёт на службу себе отважных, талантливых людей с чутким сердцем и верным глазом, кто по примеру Л.Л. Сапронова посвятит художественному слову душу.
Светлана ГОЛУБЕВА
Леонид САПРОНОВ
ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО
(рассказ)
Три дня Никитична прожила у сына в Москве и за это время ни разу не выходила из дому.
— Что я там забыла? — упрямо отказывалась она, когда сын уговаривал её выйти на улицу, посмотреть на столицу, на москвичей. — Ещё затолкают.
Сухощавая, махонькая, в гладком тёмном платье и фартуке с оборками, в толстых, домашней вязки, шерстяных чулках, она уже на другой день хлопотала на кухне, помогала невестке по хозяйству. Хитрые квартирные устройства неохотно подчинялись её жилистым рукам, и Елена Владимировна частенько приходила свекрови на помощь. Скоро Никитична сама отступилась от мудрёной городской механики. Женщина была она ещё бодрая, крепкая, за ужином храбро опрокидывала рюмочку, ласково поглядывала на сына, на его жену и всё гладила заскорузлой ладошкой внучку. В десятом часу её уже морил сон. Никитична пристраивалась на диване и засыпала.
А хозяева выключали телевизор, укладывали дочку в постель, выходили на кухню и вполголоса переговаривались.
— Чем её занять, собственно говоря? — рассуждал Дмитрий Алексеевич, худощавый мужчина лет сорока, с глубокими залысинами на висках и доверчивыми голубыми глазами. — Просто ума не приложу.
— Ты, Митя, её лучше знаешь, — говорила жена. — Тебе видней. Кровь-то родная…
— Да ведь заупрямится, не пойдёт, куда ни позови! Я же знаю!
— Надо что-то придумать. А то ещё обидится и уедет.
— Н-да… Проблема! — шептал он, поглядывая из коридора на узкую, с острыми лопатками спину матери.
Никитична проживала у старшего сына Василия, механика, в районном центре; Дмитрий Алексеевич не видел её шесть лет, каждый год настойчиво звал к себе и очень обрадовался её приезду. Первые дни он допоздна засиживался с ней, вспоминал общих знакомых. Никитична рассказывала о колхозе, новом председателе, заработках старшего сына, но уже на третьи сутки старушка начала скучать, вздыхать, беспокоиться об отъезде, да и Дмитрия Алексеевича уже тянуло почитать новый роман, послушать одну из любимых сонат и посмотреть с женой последний итальянский кинофильм.
До ночи так ничего и не придумали.
А утром, отыскав сигареты, на ходу приглаживая спутанные волосы, он пошёл курить на кухню и там наткнулся на мать.
Увидев сына, Никитична убрала руку, потуже затянула платок и сказала:
— А дома у нас, должно, вьюга пуржит…
Желание курить у него сразу пропало.
— Знаешь, мама, — тихо заговорил он, — а ведь мы с тобой сегодня гулять пойдём. Побродим, поглядим на Москву… Схожу к начальству, отпрошусь на денёк, и двинем. Хочешь?
— А тебя не заругают на службе?
Дмитрий Алексеевич только улыбнулся.
Через два часа он уже вернулся, разгоряченный, довольный, и, не раздеваясь, торжественно и широко провел рукою по воздуху.
— Собирайся, мать! — сказал он. — В Кремль поведу.
— Куда?
— В Кремль. Увидишь Мавзолей, дворцы, Царь-пушку, колокольню Ивана Великого. Интересно ведь, а? Там теперь даже иностранцы бывают.
— Иноземцы, стало быть? Небось и шапки в храмах не снимают!
— Шапки? Не знаю, право. Кажется, нет…
— И чего глядят на чужое? Чай, не в зверинце. Нет уж, ступай один. А то ещё сомлею в пути…
Дмитрий Алексеевич переглянулся с женой.
Он загляделся на пол, потом очнулся, прижал ладони к груди и снова заговорил:
— Послушай, ма, вспомни Ванюшку нашего! Как он живописью-то увлекался! Любил картины, художников, сам рисовал. Если б не погиб, он не пропустил бы сейчас ни одного музея, ни одной выставки. Не мешало бы побывать в картинной галерее. Ради Ванюшки, в его честь. Пойдем, а?
И Никитична согласилась.
С крыш капало, по водосточным трубам с грохотом скатывались сосульки. В тени зданий бойко приплясывали водяные фонтанчики, снег посерел, вздулся пупырышками и местами походил на разъеденный кипятком сахар. А на запылённых вывесках, затёкших за зиму витринах, на чёрных от луж тротуарах потягивались, лучились солнечные звёзды и до боли слепили глаза.
Лишь изредка мельком Никитична окидывала взором какое-нибудь здание или памятник, о которых рассказывал Дмитрий Алексеевич, но больше глядела на прохожих, на тесные ряды норовистых автомашин, которым, казалось, никогда не выбраться из этой сутолоки, на маленьких, бесстрашно снующих под колёсами милиционеров. В широконосых валенках с калошами, в чёрной шали с кистями, она шла неутомимо и ходко, с опаской обходила слишком шустрых молодых людей, изредка рукой отгоняла от себя струю синего отработанного газа.
— Погоди чуток, умаялась я, — сказала она ему в вестибюле станции метро, зажатая встречными густыми потоками пассажиров. — Прямо закружил народ.
Сын отвел её в сторону, постоял рядом и спросил:
— Лучше теперь?
— Да вроде полегшало.
Возле невысокого, изукрашенного пряничной резьбой здания Никитична вдруг остановилась, схватила сына за локоть…
Музейная обстановка всегда успокаивала и умиротворяла Дмитрия Алексеевича. Покой и простор залов, исполненное внутренней силы безмолвие отчеркнутых рамами полотен.
А Никитична без платка чувствовала себя неуютно, неустроенно, втягивала голову в плечи, поминутно проводила рукой по волосам, точно боялась, что их сдует ветром.
— Не робей, мама! — шепнул ей Дмитрий Алексеевич.
Первые комнаты Никитична прошла насквозь, не задерживаясь, мягко шаркая валенками по полу, неловкая, заброшенная сюда неведомо зачем.
Возле экскурсовода, тоненькой женщины с короткой мужской прической, она остановилась, прислушалась, засмотрелась на её фиолетовые губы. Сцепив кисти рук и глядя на пол, женщина обстоятельно рассказывала об известном художнике. Мальчики в белых рубашках и девочки в фартучках жались к ней и, задрав головы, почтительно глазели на картину. Никитична тоже стала всматриваться в застывшие людские фигуры, условно разыскивала среди них чьё-то знакомое лицо. Но люди на полотне всё больше замыкались, угасали под слоем красок, и Никитична двинулась дальше.
В соседнем зале она задержалась возле небольшого, спокойного пейзажа, пытливо разглядывая его вблизи, точно ждала, что природа оживёт.
— А похоже, — громко сказала она и обернулась к сыну.
— Вот видишь! — обрадовался Дмитрий Алексеевич, не обращая внимания на чей-то иронический взгляд.
Врубель не понравился Никитичне.
— Чегой-то он весь чешуёй пошёл? — спросила она, указывая на «Демона». — Чисто змея.
У левитановской рощи Никитична простояла долго. Склонив голову набок, приложив палец к губам, она медленно обдумывала свою трудную думу, о чём-то соображала про себя и под конец даже вздохнула.
Дмитрий Алексеевич терпеливо ожидал её. Непосредственность матери трогала его и немного смущала, ему хотелось, чтобы живопись хоть чуточку проняла и обрадовала её.
Публика постепенно редела. В новом просторном зале они застали только маленькую девочку, которая сидела на стуле и болтала ногами. Два рослых парня, остриженные под ёжик, в распахнутых куртках сидели рядом перед мольбертами и о чём-то весело переговаривались.
Никитична поначалу косилась в их сторону, затем зашла за их спины, придвинулась вплотную и заглянула поверх голов.
На загрунтованных холстах начаты были портреты какого-то знатного вельможи. Из ящиков торчали острые копья кисточек, на дне валялись свёрнутые улитки полупустых тюбиков; пахло бензином и красками.
Никитична вдруг согнулась, опустила голову, лицо её сморщилось, огрубело, стало совсем некрасивым.
— Что ты? — встревожился Дмитрий Алексеевич.
— Ванюшка-то наш… — еле выговорила она искривленными, дрожащими губами.
— Ну, не надо, мама, — говорил он, поддерживая ее за локти. — Ну, успокойся, прошу тебя. Зачем ты, право…
Девочка перестала болтать ногами, парни с любопытством обернулись.
Дмитрий Алексеевич вёл Никитичну под руку, произносил какие-то ненужные, ласковые слова. Утешать было нелегко. Он и сам чувствовал себя так, словно только что получил «похоронную».
То, что погиб и лежит где-то в чужой земле Ванюшка, самый живой и весёлый из братьев, что из-за его смерти подавлена горем именно она, их мать, сейчас казалось Дмитрию Алексеевичу особенно жестоким и обидным.
— Не буду, чего уж, — наконец сказала она.
Незаметно они очутились в залах древней иконописи. И тогда Дмитрий Алексеевич спохватился, забеспокоился о том, как бы снова не расстроить мать.
— Это чего здесь? — неожиданно заинтересовалась она и первая пододвинулась к полотнам.
Возле изображения всадника в победно-праздничной, подхваченной ветром мантии, восседающего на тонконогом, с выгнутой шеей коне, Никитична изумлённо прошептала:
— Егорий…
Она сложила руки перед собой и медленно, бочком поплыла вдоль стены, не пропуская ни одной картины. Её лицо было суровым и словно отсутствующим, как и у тех святых, на которых она смотрела, да и всё её сухонькое, словно выжатое временем тельце в длинном, мешковатом платье оказалось под стать этому строгому и нерадостному залу.
Длинный рассказ нового экскурсовода об иконе Владимирской Божьей Матери, её участии в сражениях Никитична терпеливо выстояла до конца, а потом даже провела ладонью по раме, но тут же испуганно отдернула руку, точно обожглась.
— Заступница, стало быть… Ах ты, господи! — потерянно проговорила она.
Дальше следовать за ней Дмитрий Алексеевич не решился. Он тоже был не прочь лишний раз поторчать возле работ Феофана Грека или Рублева, вволю насмотреться на каждое полотно в отдельности, вглядеться в каждую выразительную фигуру или удачную деталь.
Глаза непорочных дев и святых угодников будто и не замечали Дмитрия Алексеевича, не взирали на него строго и не грозили ему загробной карой. Они словно прислушивались к чему-то важному, сосредоточились на внутренней мысли, углубились в самих себя.
Дмитрий Алексеевич смотрел на блёклые лики апостолов, на предостерегающе поднятые персты Николая-Чудотворца, и на него вдруг повеяло стариной, дохнуло запахом лежалой древности, не затхлостью и тлением, а каким-то чистым добротным духом бережно хранимых семейных реликвий. Ему даже померещилось чьё-то лицо, озаренное сполохами огня, чьи-то большие немигающие глаза. Какой-то предок мелькнул перед его взором, русоволосый, остриженный в скобу, в крепкой холщовой рубахе. Под медные звуки набата он словно всматривался в Дмитрия Алексеевича.
И сейчас же, без всякой связи, ему вспомнилось собственное детство.
Он уже корил себя за то, что давно не бывал на родине, что напрасно столько лет не навещал мамашу. Правда, работы в институте подвалило порядочно: приходилось много ездить, месяцами ломать голову над узлами и схемами надежной отечественной автоматики. И всё же можно было выкроить время для поездки. Своим землякам он, вероятно, покажется чудаковатым…
— Митрий! — теребила его за рукав Никитична. — Очнись, милый!
— А? Да, да, слушаю!
— Сберегли, говорю, иконы-то!
— Ещё бы! Ведь это — искусство, ценности.
— Уважают, стало быть… Вот и дед наш тоже, уж на что дерзок был, сроду лоб не перекрестит, а образа не хаял. Людскими, говорит, руками делано, писано с душой…
Она ещё раз обвела взглядом картины и фрески и сказала:
— Не пора ли идти-то?
На улице щёки Никитичны посвежели и разрумянились, глаза живо заблестели, она шла, не разбирая ни луж, ни тротуаров, с любопытством поглядывала вправо, за реку, и рассказывала о родственниках, о доме, о скотине, о том, что в Александровке открыли птицеферму и запрудили речку, а в Сокоревку наконец провели электричество. Знакомые сельские названия звучали для Дмитрия Алексеевича удивительно ёмко и певуче, ему уже виделось, что Никитична ещё раз побывает в Москве, поглядит на столицу, что и сам он теперь частенько будет наезжать в родные места.
У перекрестка в ожидании зелёного света затаились легковые автомашины, их спины блестели и лоснились на солнце. А справа, за рекой, золотились в голубом небе кремлёвские купола.