Литературная прогулка по Орлу

Орёл по праву носит неофициальный титул одной из литератур­ных столиц России. Улицы и площади города, по словам Лескова, вспоившего на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город, хранят память о многих классиках русской литературы. Здесь прошли их детство, юность, об этих перекрёстках и скверах они вспоминали в дни славы и в дни скитаний на чужбине…

У Орла сложилась своя литературная история и своя литератур­ная география. Попробуем и мы пройти вслед за знаменитостями по старинным улочкам исконно русского города, находя приметы стари­ны, заново прочитывая страницы известных книг.

Без всякого сомнения, сердце литературного Орла — «Дворянс­кое гнездо». Этот район города (сквер на крутом берегу Орлика, несколько примыкающих кварталов) расположен в самом начале Ок­тябрьской (бывшей Верхней Дворянской) улицы. Здесь разворачива­лось действие одноимённого романа Тургенева, здесь сто лет назад благодарная орловская публика увековечила память о писателе, ус­тановив его бюст и открыв мемориальный сквер. Этот уголок Орла воспет в стихах Константина Бальмонта и Евгения Сокола, в «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина, продолжает находить отклик и в литературе наших дней…

На Октябрьской улице (бывшей Верхней Дворянской, иногда ее называли Третьей Дворянской) третьим по счёту от берегового обры­ва над Орликом в позапрошлом веке стоял дом Лесковых. Будущий писа­тель тогда был ребенком, проводившим свои дни среди зелени уса­дебных садов, в большом овраге, где пас коров несмертельный Голо­ван. В одноименном рассказе Николай Лесков писал: «Вправо за Ор­ликом шли мелкие хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивавшейся церковью Василия Великого. Сбоку был очень крутой и неудобный спуск по обрыву, а сзади, за садами, — глубо­кий овраг и за ним степной выгон, на котором торчал какой-то ма­газин. Тут по утрам шла солдатская муштра и палочный бой — самые ранние картины, которые я видел…»

Неподалёку от открытого в 1970-е годы на Октябрьской улице музея Н.С. Лескова расположен перекрёсток улиц Салтыкова-Щедрина и 7-го Ноября, где прежде стоял дом генерала А.П.Ермолова. Здесь герой Отечественной войны 1812 года, недавний наместник Кавказа встречался с приехавшим 1829 году в Орел Александром Пушкиным. А напротив стоял дом Якушкиных, семейства, которое дало миру неуём­ного странника, фольклориста и публициста Павла Якушкина (1822 — 1872).

Несколько десятков шагов в сторону Орлика, и мы по улице Салтыкова-Щедрина подойдём к Дому писателей, рядом с которым в 1997 году ус­тановлен памятник А.А. Фету. Дом писателей – это место расположения Орловской организации Союза писателей России, областного госучреждения культуры «Орловский Дом литераторов» и издательства «Вешние воды». Вот уже четверть века это здание является средоточием литературной жизни Орловщины.

Примечательно, что здесь расположен не только Дом писателей, но и большой литературный квартал: пешеходу легко попасть и в музей Н.С. Лескова и на улицу Тургенева (здесь стоял дом, в котором родился Иван Сергеевич), где поблизости друг от друга музей Тургенева, музей писателей-орловцев, а в ближнем Ге­оргиевском переулке — музей И.А. Бунина. Примечательное совпадение — через перекрёсток от музея Тургенева на улице Максима Горького здание  с мемориальной доской, извещающей о том, что больше ста лет назад здесь стоял дом, где родился литературовед Михаил Михайло­вич Бахтин (1895 — 1975).

Шагая от берега Орлика по улице Октябрьской к центру города, мы скоро придём на место бывшей Полесской площади (ныне на этом месте Музей искусств). Ее былой облик запечатлен в произведениях Николая Лескова. Писатель назвал олицетворением орловской глас­ности и сатиры 1840-х годов майора Александра Христиановича Шуль­ца, который в окне своего небольшого серенького домика на «По­лешской площади» выставлял два чучела: козел — это была кукла епископа Смарагда, петух — губернатора Трубецкого. Всем обывате­лям в городе были известны непростые отношения властителя светс­кого и духовного, а потому по положению кукол у сведущего Шульца (кто кого одолевает) народ мог следить за событиями на местном Олимпе.

Еще несколько десятков шагов по Октябрьской улице, и пешехо­ду открываются просторные сквер Гуртьева и площадь Каменского. Здесь почти двести лет назад появился первый орловский театр, ос­нованным графом С.М. Каменским в 1815 году. Несколько позже на месте обветшавшего театрального здания построили величественное здание Орловского Бахтина кадетского корпуса (уничтожено фашиста­ми в 1943 году). В этом военном учебном заведении преподавали ученый-естествоиспытатель, основатель первой частной газеты в Ор­ле «Орловский справочный листок» Николай Тарачков, церковный поэт Илья Ливанский. А в бывшем Зиновьевском переулке (ныне это район улицы Гуртьева) располагались редакция и типография газеты «Ор­ловский вестник», где работали И.А.Бунин, писатели А.Н. Чудинов, И.П. Белоконский…

Ныне имя Бунина носит расположенная рядом областная публич­ная библиотека, фасад которой обращен к городскому саду и улице Максима Горького (бывшая Садовая). Улица эта необычайно богата на литературные достопримечательности. В стоявшем здесь когда-то до­ме губернатора чуть более двух веков назад родилась Анна Керн: на том месте – гостиница «Русь» с мемориальной доской в память о прекрасном образе, вдохновившем поэта на бессмертные строки… И, по всей вероятности,  по этой же  улице  Пушкин в упомянутом  1829 году въезжал в Орёл по пути из Белёва.

Если идти по улице к окраине города, то скоро по правую сто­рону можно увидеть приметы былого церковного городка — здесь прежде был Успенский мужской монастырь, затем Архиерейский дом Орловско-Севской епархии. Орловцы называют этот уголок города Мо­настыркой. Так называл его когда-то и Лесков. Масса подробностей жизни Монастырки сосредоточена в его очерках «Мелочи архиерейской жизни». Символично, что в конце XX века на Монастырке вновь было построено здание епархиального управления…

У улицы М. Горького давно сложился некий литературно-управ­ленческий облик. Именно на ней располагались присутственные мес­та, прочие казённые учреждения Орловской губернии. Здесь в гу­бернском правлении служил герой антинаполеоновских войн, извест­ный поэт, драматург и публицист Федор Николаевич Глинка (1786 — 1880). Он был широко известен читающей публике в качестве автора «Писем русского офицера», главного редактора «Военного журнала». Находясь в ссылке как активный участник выступления декабристов, Ф.Н. Глинка в декабре 1832 года был переведен из Петрозаводска в Орел, где прослужил в губернском правлении три года. В 1834 году издал брошюру «О пребывании государя императора в Орле» (имелся в виду Николай I), опубликованную первоначально в виде статьи в газете «Русский инвалид». Среди написанных и законченных в Орле произведений Глинки можно назвать также поэму «Иов», стихотворе­ния «Постояльцы» и «Ангел».

В своей статье «О необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф.Н. Глинка писал: «Сочинитель должен быть само­видец… Сочинитель постарается возвести до высшей степени любо­пытство читателя, приучить его участвовать во все происшествиях, как в собственных делах, и тесно сдружить с описанием своим. Но как успеть в сем? Описывать происшествия точно в таком порядке, как их видел, соблюдая в ходе всех дел самую точную постепен­ность, а в объяснении простоту и истину».

В 1867-1871 году орловским губернатором служил М.Н.Лонги­нов (1823-1875), известный библиограф и историк литературы, на­чальник Главного управления по делам печати. Под его руководством здание, принадлежавшее военному ведомству, было перестроено под дом губернатора. А у другого орловского губернатора — А.Н.Трубни­кова — в сентябре 1898 года здесь побывал Лев Толстой, работавший в то время над романом «Воскресенье». Об этом визите великого пи­сателя напоминает ныне мемориальная доска на бывшем губернаторс­ком доме (улица М. Горького, 45).

Окна бюрократических заведений десятилетиями смотрели на умиротворенную красоту городского сада, разбитого в начале XIX века на высоком берегу Оки. Кто только из орловских и приезжих знаменитостей не бывал здесь! Бунин был одним из частых посетите­лей парка. В марте 1891 года он писал Варе Пащенко:

«Сейчас вернулся с прогулки… И ночь как хороша! — месяц высоко стоит над городом. Ночь как-то по-весеннему светла и проз­рачна. Подходили к городскому саду, видали, как между его деревь­ями стоял легкий голубоватый туман, скорее похожий на густой лун­ный свет…»

Гуляя по старому парку, подойдём и к памятнику И.С. Тургене­ву. По преданию, именно здесь делал первые шаги Ваня Тургенев — маленький сын богатых орловских помещиков. Тургеневский бережок — это название давно и прочно вошло в обиход орловцев.

От памятника, через центральную площадь города, оставляя слева академический театр имени И.С. Тургенева и памятник И.А. Бу­нину — на Болховскую улицу (ныне улица Ленина). Покатая мостовая ведёт пешехода к мосту через Орлик. Как и сегодня, встарь это бы­ла улица витрин, торговых заведений и кафе, книжных магазинов и гостиниц. Обычным занятием орловских барышен были вечерние про­гулки по Болховской. Кавалеры нередко проводили время в клубных заведениях, расположенных здесь. Первый в городе кинематограф и первая фотостудия, первый трамвай — всё это приметы оживлённой жизни Болховской улицы.

Улица Ленина, дом 19. Прежде это двухэтажное здание принад­лежало купчихе Е.К. Иордан. Здесь располагалась гостиница. Накану­не нового 1860 года штаб-офицер жандармского управления сообщал в секретном донесении о Павле Якушкине:

«Около 20-го числа сего месяца приезжал в г. Орёл и 20-го декабря вечером в гостинице Иордан при посетителях некоторых дво­рянах… позволял себе громко говорить и напевать в выражениях нескромных и неприличных о крестьянском деле, о наделе им земли и об отношениях дворовых слуг к господам, припевая: «Авось мы им зададим». По дошедшему ко мне о сем сведению я тотчас принял наб­людательные меры за всеми действиями Якушкина, но 23 декабря ут­ром он поспешно уехал в Москву»

По некоторым сведениям, в этой же гостинице останавливался и И.С. Тургенев — во всяком случае, писатель не раз упоминает её в своих письмах.

Герой документальной повести Н.С.Лескова «Загадочный чело­век»  журналист и деятель революционного движения Артур Бенни, попавший в Орел по пути на Украину, бежит от своего сопро­вождающего и на Болховской улице закладывает у часовщика Керна карманные часы. С вырученными восемнадцатью рублями он бросается в отделение почтовых карет, где случайно застаёт харьковский эки­паж, идущий в Москву…

На Болховской располагалась библиотека, где часто работал юный Бунин: «Я заходил в библиотеку — это была старая, редкая по богатс­тву библиотека. Но как уныла была она, до чего никому не нужна! Старый, заброшенный дом, огромные голые сенцы, холодная лестница во второй этаж, обитая по войлоку рваной клеенкой дверь… За столом сидел, гнулся, как-то затаенно перелистывая страницы толс­той книги, один неизменный читатель — тощий юноша, гимназист… Кому еще было тут сидеть, кроме нас двоих, одинаково удивительных по своему одиночеству во всем городе и по тому, что оба читали?»

Такая была она, Болховская улица, — многоликая и суетная, но всё же уютная и притягивающая обывателей с окраинных улочек горо­да. Её неуловимым ритмом рождены лиричные строки Бунина, которые он написал в далекой Франции, вспоминая орловскую юность и свои мечтания о литературном труде:

«Я шёл вниз по Болховской, глядя в темнеющее небо… Зажига­лись фонари, тепло освещались окна магазинов, чернели фигуры иду­щих по тротуарам, вечер синел, как синька, в городе становилось сладко, уютно… Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, глядя на его спину, на его калоши, стараясь что-то по­нять, поймать в нем, войти в него… Писать! Вот о крышах, о ка­лошах, о спинах надо писать…»

Вслед за Буниным пойдём вниз по Болховской, минуем Александ­ровский мост, и перед нами окажется старинное здание Орловской гимназии (Воскресенский переулок, 5). История этого учебного за­ведения достойна того, чтобы стать приметной страницей большой истории русской литературы.

Здесь с 1813 года в должности старшего учителя истории, ста­тистики, древности, мифологии и римско-латинской учености служил Фердинанд Францевич Орля-Ошменец, редактор одного из первых в России провинциальных периодических изданий — журнала «Друг рос­сиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский российский журнал». Ставя перед собой высокую задачу «просвещения благород­ного юношества», гимназический учитель решил по-новому использо­вать свой опыт составления учебных пособий для школяров. Много­численные публикации в столичной периодике, отрывки из книг, за­рубежные новости, — все это составило основу издаваемого препода­вателем журнала, первая книжка которого была разрешена цензурой 22 сентября 1816 года.

В Орловской гимназии учились Николай Лесков, Леонид Андреев, Павел Якушкин, поэт Сергей Городецкий. Здесь же пре­подавал на рубеже XIX и XX писатель Фёдор Крюков, который, кста­ти, показал некоторые картинки гимназической жизни в своих расс­казах, опубликованных в столичных журналах.

Не столь широко известно, что Николай Лесков так и не одолел гимназического курса. История распорядилась по-своему: памятник писателю установлен как раз напротив его «альма матер». И внима­тельному экскурсанту ныне может показаться, что увековеченный в меди, окружённый скульптурами героев своих книг, классик с грустью смотрит на гимназию, которая была столь тягостна ему в школярские годы!

За спиной у Лескова — церковь Михаила Архангела. Здесь крес­тили другого талантливого Леонида Андре­ева. Он родился в семье землемера-таксатора, его детские годы прошли в одно­этажном доме на улице 2-й Пушкарной (в здании ныне размещается музей писателя). «Я помню, — писал Леонид Андреев в 1918 году, — мои детские впечатления огромности от орловского дома и сада… Помню, что в течение многих лет я все еще не мог исследовать, как следует, все таинственные углы, чердаки, подвалы и сараи… То же и с садом».

Уроженец Пушкарной слободы, он писал об этой части города и о величественном храме Михаила Архангела в рассказах «Весенние обещания», «Молчание»… Да и сам литературный дебют Андреева состоялся благодаря этим же орловским реалиям. Весной 1898 года по просьбе редакции московской газеты «Курьер» молодой помощник присяжного поверенного Леонид Андреев написал специально для пас­хального номера рассказ «Баргамот и Гараська». Эта история об ор­ловском городовом и его подопечном открыла Андрееву путь к лите­ратурной славе. И этот же рассказ создал ещё одну орловскую дос­топримечательность. Откроем томик Л.Андреева:

«Часу в десятом теплого весеннего вечера Баргамот стоял на своем обычном посту, на углу Пушкарной и 3-й Посадской улиц. Настроение Баргамота было скверное. Завтра светлое Христово воск­ресение, сейчас люди пойдут в церковь, а ему стоять на дежурстве до трех часов ночи, только к разговинам домой попадешь…»

Переходя с Пушкарных улиц на Карачевскую, вспомним, что ког­да-то в этом районе, в давно уже несуществующей гостинице «Тула» жил Иван Бунин. По памяти он описывает эти места в романе «Жизнь Арсеньева»:

«Живя на подворье Никулиной, я иногда выходил и без цели шел по Щепной площади, потом по пустым полям сзади монастыря, где стояло большое кладбище, обнесенное старыми стенами. Там только ветер дул — грусть и глушь, вечный покой крестов и плит, всеми забвенных, заброшенных, что-то пустое, подобное одинокой, смутной мысли о чем-то». Действительно, все так: и Щепная площадь, со­седствующая с Карачевской улицей, и кладбище, и поля, которые сто лет назад обозначали здесь окраину города. Только вместо монасты­ря — Крестительская церковь…

На улице Карачевской, в доме № 61 родился Пётр Потемкин (1886 — 1926) — поэт и драматург, один из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Ныне в этом здании размещается детская художествен­ная школа.

Минуем ещё квартал и выйдем на Комсомольскую (бывшую Кромс­кую) улицу. Её история тоже не чужда русской литературе. Напри­мер, утраченный ныне дом Корнильева на Кромской улице снимали Мардовины — родственники М.А. Вилинской (будущей писательницы, из­вестной под псевдонимом Марко Вовчок). Мария Вилинская после окончания харьковского пансиона жила здесь с 1847 по 1851 год. В доме Мардовиных в середине XIX века собирались представители ор­ловской интеллигенции, бывали Т.Н. Грановский, П.В. Киреевский, Н.С. Лесков…

В дом № 58 по улице Кромской в августе — сентябре 1917 года приезжал к родителям своей жены Зинаиды Райх Сергей Есенин. В истории бывают удивительные совпадения: совсем рядом, на Кромс­кой (ныне Комсомольской) площади, издавна располагался военный городок. Здесь в воинской части накануне Великой Отечественной войны служил красноармеец Алексей Фатьянов, будущий автор стихов к песням «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где же вы теперь, друзья-однополчане». По Комсомольской или по Карачевской улице он частенько шагал в редакцию окружной военной газеты, размещавшейся на улице 2-й Посадской. Здесь охотно печатали стихи молодого поэ­та…

С Комсомольской улицы отправимся в другую часть города — Же­лезнодорожный район. Пройдем по улице Нормандия-Неман мимо Смо­ленского храма, Николо-Песковской церкви, по мосту пересечём Оку и, поднимаясь по улице 5-го Августа на высокий берег, выйдем пря­мо к Никитскому кафедральному собору, который был заложен в 1773 году…

Этот храм, венчающий массив Курских улиц, нередко упоминает­ся в произведениях Николая Лескова. Места были знакомы ему с детства, с 1841 года: «… меня привезли в августе в Орёл и «сда­ли в гимназию», а на квартиру поставили к повивальной бабке за безводной рекой Перестанкою… Постройки тогда в Орле в этой час­ти города были такие, как «свиное каре»: на все четыре стороны квартала дома окнами на улицы, а «задами вместе». Тут, на задах, были огороды, или угородцы». Судьбе было угодно распорядиться так, что и в последующие годы на Курских улицах жили мать Николая Лескова и другие его родственники.

Вообще Курские и прилегающие к ним улицы богаты памятниками духовной архитектуры. На Студенческой улице (бывшая Казначейская, Разночинская) в первой половине XIX века было построено здание духовной семинарии, которую перевели тогда в Орел из уездного Севска. В семинарии преподавали духовный писатель и собиратель старины Е.А. Остромысленский, краевед, автор книг об Орле и губер­нии Г.М. Пясецкий (1838 — 1900), учились Феофан Затворник, Сергий Булгаков, отец писателя Михаила Булгакова — профессор Киевской духовной академии Афанасий Булгаков.

В конце Курских улиц, как и прежде, ныне располагается Введенский женс­кий монастырь, перенесённый сюда в середине XIX века из центра города, когда во время колоссального пожара сгорели все построй­ки. Монастырь на Курских улицах описан Лесковым в романе «Неку­да». Здесь, по преданию, доживала свои дни Евдокия Коротнева — прототип Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева.

От монастыря будем возвращаться к центру города по 1-й Курс­кой улице. Она выходит как раз к началу Старо-Московской улицы, бывшей прежде началом большой Московской дороги. Здесь, на перек­рёстке Пушкинской и Старо-Московской, стоит отмеченный мемориаль­ной доской Дом Лобанова. Прежде он принадлежал купцу Ивану Лоба­нову — сыну Льва Лобанова, бывшего крепостного матери И.С. Турге­нева Варвары Петровны. Есть сведения о том, что писатель посетил этот дом во время своего последнего приезда в Орел в 1881 году.

Кварталы, прилегающие к Курским улицам, хранят память и об Иване Бунине. В доме № 84 на современной Пушкинской улице (бывшей Новосильской) он дважды (в 1913 и 1915 году) гостил у своей сест­ры. Неподалеку, в бывшем Воздвиженском (ныне Трамвайном) переул­ке, располагалось когда-то здание управления Орловско-Витебской железной дороги, где мелким чиновником служил Бунин, правда, не­долго — всего месяц или полтора («освоился с делом, работаю прек­расно», — писал он брату в августе 1890 года).

Краеведы до сих пор спорят, по какой дороге ехал Пушкин из Орла в Елец весной 1829 года, отправляясь в своё путешествие в Арзрум. Вероятнее всего, это была дорога на Малоархангельск (Курская), но не исключено, что Пушкин выбрал путь через Ново­силь. Чем бы ни закончились эти споры, очевидно, что поэт никак не мог миновать перекрёстка 1-й Курской и Новосильской (теперь это Пушкинская улица). Где-то здесь он в последний раз окинул взглядом кварталы губернского Орла, который необычайно хорош в майские дни…

На этом перекрестке, где издавна брали начало дальние доро­ги, завершим и мы нашу прогулку, хотя ее можно продолжать ещё очень долго — так много связано в Орле с литературным прошлым. Улицы и площади хранят неисчезающую память города.

Алексей Кондратенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*