Созидатель с душой поэта

27 февраля 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения Альберта Петровича Иванова – Почётного гражданин города Орла, председателя Орловского землячества в Москве, академика, государственного и общественного деятеля, учёного, члена Союза писателей России.

Альберт Иванов родился 27 февраля 1931 года в Смоленске и с полным правом относил себя к поколению детей войны: его детские годы пришлись на тяжелейшее время Великой Отечественной войны, фашистской оккупации, послевоенный период

В 1951-1953 годах – служба в рядах Советской Армии. После демобилизации Альберт Петрович окончил Смоленский энергетический техникум, был направлен на работу в Подмосковье. Продолжая своё образование, окончил Московский энергетический институт.

С 1955 года – на хозяйственной и партийной работе в городе Орле. Альберт Петрович искренне полюбил наш старинный город, активно включился в работу по его восстановлению и благоустройству, развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Дороги, газификация, строительство, городской транспорт, водоснабжение – эти и многие другие вопросы лежали в сфере его ответственности. Шла многотрудная работа по электрификации и газификации всей области, её растущего промышленного комплекса, и Альберт Петрович как заместитель председателя Орловского горисполкома, начальник областного управления коммунального хозяйства внёс огромный личный вклад не только в социально-экономическое развитие города Орла, но и всей Орловской области. Именно на его плечи легла масштабная работа по подготовке к 400-летию города Орла, отмечавшемуся в 1966 году: к своему юбилею город значительно преобразился, появились новые современные здания, дороги, памятники, Орёл заслуженно вошёл в число красивейших городов Центральной России.

В 1968 году Альберт Петрович Иванов избирается первым секретарем Орловского городского комитета КПСС, в 1975-1978 годах – секретарем Орловского областного комитета партии. Под его непосредственным руководством Орёл бурно растёт и хорошеет. Создается мощная база строительной индустрии. Появляются новые площади, в том числе главная площадь областной столицы – площадь Ленина, площадь Поликарпова, быстрыми темпами развивается жилищное строительство, вводятся в строй новые дворцы культуры – сталепрокатного завода, строителей, завода дорожных машин, здание драматического театра имени И.С.Тургенева, киноконцертный зал «Юбилейный», кинотеатр «Современник» и многие другие объекты.

В 1973 году по инициативе руководства и трудящихся города Орла Совет Министров РСФСР принимает постановление «О развитии всероссийского соревнования городов по благоустройству».

В 1974 году орловский метод непрерывного планирования и поточного строительства жилья и культурно-бытовых объектов («орловская непрерывка») получил всесоюзное признание, а Орёл по праву стал центром и школой передового опыта во всех сферах градостроительства. Комплексный план социально-экономического развития города Орла становится достоянием всей страны, и неслучайно уже в 1978 году Альберт Петрович Иванов был переведен на работу в Москву – заместителем, а затем первым заместителем Министра и Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, где в полной мере раскрылся масштаб его личности, как руководителя, профессионала своего дела, которого знали и уважали в каждом регионе России.

Переехав в Москву, Альберт Петрович никогда не порывал связи с Орлом, ставшим для него таким близким и родным: к нему всегда тянулись люди, и очень скоро благодаря своему авторитету, уникальной энергетике, умению расположить к себе, оказать помощь Альберт Петрович стал настоящим центром притяжения для орловцев, живущих и работающих в столице. По его инициативе было создано Орловское землячество в Москве, членами которого были и остаются наши выдающиеся земляки-орловцы.

Альберт Петрович проводил огромную общественную работу и помимо деятельности возглавляемого им все эти годы Орловского землячества.

Трудовой путь Альберта Петровича Иванова отмечен многими государственными наградами, в том числе орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета» и другими.

В 1995 году за особые заслуги в социально-экономическом, общественном и культурном развитии Альберту Петровичу Иванову было присвоено звание «Почётный гражданин города Орла». С 2010 года Альберт Иванов – почётный член Орловской областной организации Союза писателей России; автор целого ряда книг, последняя из которых – «Россия на рубеже испытаний. Отступать некуда» – была представлена общественности города Орла в декабре 2017 года и стала настоящим подарком для всех, кому не безразлична судьба Отечества, кто гордится историей России, переживает за её настоящее и будущее.

 «Я люблю Россию за незлобивый нрав, размах души и талант­ливость; люблю за сметливость и мужество её сынов, красоту и душевность её дочерей. Каждый раз, возвращаясь в родные мес­та, я отчетливо чувствую и понимаю, что никогда не смог бы жить на чужбине с её роскошной, подчас ошеломляющей природой, на которой, как муравьи, суетливо ползают громкоголосые и бесце­ремонные туристы.

Но что мне до всей этой людской круговерти, когда меня бес­покоит жизнь на родной земле» (из книги А.П. Иванова «Радости и казусы нашей жизни»).

Альберт Петрович Иванов скончался 29 июня 2018 года в Москве.

        


Альберт ИВАНОВ

Не изменяй себе, Россия!

С древнейших времён человечество ищет ответы на многие воп­росы всебытия. Мифы, легенды, религиозные воззрения и огром­ный жизненный опыт открывают ему пути к постижению исти­ны и смысла жизни. И мы должны оправдать веру наших пред­ков, возведя её на новую ступень разумного сознания и созида­тельной деятельности.

Когда под стягом России объединялись в единое государство разрозненные княжества и народы, то они обретали необходимую силу и уверенность в борьбе за свои интересы.

Так было в эпоху Владимира (980—1015), опиравшегося на коренное славянское население и объединившего народ единой христианской верой; Ярослава Мудрого (1019—1054), покончив­шего с междоусобицами; Владимира Мономаха (1113—1125), ук­репившего влияние Руси в мире; Александра Невского (1252— 1263), сумевшего сохранить христианскую веру и Русь в период жестокого татаро-монгольского ига, Иоанна I Даниловича Ка­литы (1328—1340), при котором воцарился мир и укрепилась са­мостоятельность Руси; при Дмитрии Донском (1363—1389), одержав­шем победу над монголами на Куликовом поле в 1380 году; при ве­ликом князе московском и всея Руси Иоанне III Васильевиче (1462—1506), сбросившем иго Золотой Орды, покончившем с уде­лами и вольностями отдельных княжеств и раздвинувшем гра­ницы государства Российского.

Отличительной чертой русской нации является самобытность её народа, сумевшего в невероятно трудных исторических условиях сохранить своё богатое дарование и вырастить множество социальных талантов в науке, искусстве, военном деле и на государственной службе. Не перечесть имён славных сынов и дочерей Российского Отечества, прославивших его в ратных и трудовых подвигах.

Именно это и составляет подлинное лицо России, отражаю­щее общность великого русского языка, веры и единой Родины.

Недавно по центральному телевидению с исторической лек­цией выступил член-корреспондент РАН А.Д. Сахаров. Меня и моих товарищей до глубины души возмутило его толкование о якобы закономерной отсталости России в постижении достоинств цивилизации.

Мне уже приходилось публично выступать против его стран­ного восприятия нашей истории и субъективных выводов о крахе советской системы. И всё же ещё раз скажу о том, о чем вновь умолчал господин Сахаров.

“Народ, — писал Н.М. Карамзин, — еще коснеет в невежестве, в грубости; но правительство уже действует по законам ума про­свещённого. Устрояются лучшие воинства, призываются искус­ства, нужнейшие для успехов ратных и гражданских; посольства великокняжеские спешат ко всем дворам знаменитым; посольства иноземные одно за другим являются в нашей столице: импера­тор, папа, короли, республики, цари азиатские приветствуют мо­нарха Российского, славного победами и завоеваниями от преде­лов Литвы и Новгорода до Сибири. Издыхающая Греция отказы­вает нам остатки своего древнего величия, Италия даёт первые плоды рождающихся в ней художеств. Москва украшается вели­колепными зданиями. Земля открывает свои недра, и мы собствен­ными руками извлекаем из оных металлы драгоценные. Вот со­держание блестящей истории Иоанна III, который имел редкое счастие властвовать сорок три года и был достоин оного, властвуя для величия и славы россиян”*.

Особое место в истории России занимает также период цар­ствования Петра Великого. При нём Россия пошла навстречу все­мирной славе, войдя в состав великих европейских стран.

Однако последующая деградация царской династии в конеч­ном счёте привела Россию к упадку. Деспотизм чередовался с на­силием, а кратковременные взлёты — с глубокими падениями эко­номики и социально-политической жизни.

Конец монархии был предопределен, и последний русский царь Николай II был свергнут народом. Всё, что с ним произошло потом, было неминуемым.

За короткий исторический срок удалось объединить в одну большую семью сотни миллионов людей, выдержавших все ис­пытания военного времени, тяжёлого, но самоотверженного тру­да и горького для страны периода неоправданных репрессий.

Обмишурившиеся руководители перестройки и развала стра­ны выставляют себя мудрецами и героями в их собственном по­нимании. Разве это не театр абсурда?

К одной из причин развала страны и поражения социализма можно отнести хитроумный обман руководящей верхушки, во­шедшей в нашу жизнь в виде “Троянского коня”. Оказывается, и в наше время это имеет огромное значение для судеб многих стран. Но главную причину надо искать в глубинах образовавшегося несоответствия между закостенелой идеологией государственно­го управления и потребностями дальнейшего развития общества.

Начало обману населения было положено ещё в бытность СССР, когда один из самых говорливых руководителей партии и государства обещал советскому народу создать коммунистический рай в 80-х годах прошлого столетия.

Не успел народ прийти в себя от такого невиданного обмана, как последовал уже следующий. И инициатором его оказался не менее говорливый бывший Президент Союзного государства, обе­щавший народу построить “социализм с человеческим лицом” и обеспечить всех благоустроенным жильём к 2000 году.

А далее по накатанной дороге всенародный обман жителей России реформами, дефолтами и другими авантюрами набрал та­кую силу, что преодолеть его можно будет только всем миром, да и то с Божьей помощью.

Ныне много говорят и пишут о вертикали власти как пана­цее от всех бед. Но какой от этого будет толк, если она сведёт свою роль к надсмотрщику и не сможет влиять на социально-экономическое состояние страны. Власть должна опираться на реальный сектор экономики, состоящей из различных отраслей народного хозяйства. Именно они должны задавать тон руково­дителям регионов в решении задач комплексного развития го­родов, районов и сел.

В интересах всех граждан России следует идти по такому пути социально-экономического развития, который соответствует их духу, морали, всему общественному укладу жизни и не угрожает безопасности других стран.

Чтобы спокойно смотреть на будущее страны, детей и внуков, надо быть уверенным в правоте выбранного пути, справедливос­ти выработанных обществом законов и честном их исполнении. Общегосударственные интересы не могут рассматриваться отдель­но от конкретных интересов каждого жителя села, города и объе­диняющего их административного образования — республики, края или области. Иначе мы за лесом не увидим деревьев.

По твёрдому убеждению многих учёных, общественных де­ятелей, крупных организаторов производства и легендарных вое­начальников, которые не раз обращались ко всем ветвям россий­ской власти, следует: решительно покончить с ложью и каз­нокрадством; открыть дорогу российским товаропроизводите­лям и защитить национальные интересы России от произвола и беззакония. В этой связи следует привести все законы о государ­ственном устройстве общества в соответствие с интересами на­рода, а не отдельных личностей. И как тут не вспомнить слова великого ученого И.П. Павлова: “Счастье человека — где-то меж­ду свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисципли­ны и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность”.

Наше благополучие не должно зависеть от настроения, а ещё хуже — от необдуманного поведения того или иного вождя. Чем больше власть, тем хуже могут быть последствия от её ошибок. Власть побуждает многих людей, занимающих видное положе­ние в обществе, резко менять свои взгляды. Если бы это каса­лось их одних — куда ни шло, но ведь их поведение трансформи­руется на всё наше общество. Значит, они должны быть подкон­трольны, ибо все злоупотребления происходят от возникающего неравенства между людьми.

Несомненно, более предпочтительной и исторически оправдан­ной для России является президентская форма правления, но с избранием президента Федеральным Собранием. В этом случае глава государства будет обеспечивать работу всей верховной за­конодательной власти и демократическим путем формировать правительство. В случае необходимости он же может поставить вопрос и о вотуме недоверия правительству, если оно не будет справляться со своими обязанностями.

Известно, что в правовых государствах верховная власть раз­деляется на законодательную, судебную и исполнительную. Од­ной сменой руководящей команды нельзя добиться определенной цели, особенно когда в новой команде нет людей, глубоко знаю­щих своё дело. С этой эпидемией необоснованной смены команд надо бороться, добиваясь постоянной преемственности власти и профессиональных знаний в руководящем звене управления.

Руководствуясь именно этими представлениями о жизни, Л.Н. Толстой писал: “Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обду­мывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила че­ловечества”.

В начале XX века Иван Бунин обронил фразу о том, что “мы разучились ценить радость жизни”. Горькая истина! Но с тех пор прошло столетие, и мы, пройдя длинный путь надежд и разоча­рований, страданий и трагических потрясений, говорим: “Мы в отчаянии! Что делать?”

Из книги «Радости и казусы нашей жизни» (Орёл: Вешние воды, 2011)

*Н.М. Карамзин История государства Российского. ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. Стр. 457.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*