«За мной Россия вся лежит…»: к 100-летию со дня рождения Евгения Зиборова

Человек вечно жить не может, а память – должна. В нашей власти воскресить воспоминания об ушедших, особенно когда вклад человека в историю поколений не оценим никакими единицами мер, тем более, если речь идёт о таланте. Он человеку даётся не в личное пользование, а для нас, остальных, чтобы живить в нас всё благое и светлое, чтобы не позволить довести мир до последней черты. Тем, кому посвящён был талант человека, следовало бы помнить это, но жизнь такова, что нередко память подводит. У Бога нет безвестных душ, но тут, на земле, в беспамятстве, мы нищаем духовно, теряем высоту устремлений, равняемся на сиюминутность. Так и мельчаем, обкрадывая себя.

В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения большого орловского, русского прозаика Евгения Александровича Зиборова. Читающий орловец, кому сейчас лет немного за пятьдесят, сходу назвал бы пару книг этого писателя, например: «Бронебойщики», «Завтра придёт Иван», «Высота Безымянная».

Зиборову удалось создать произведения, предназначенные в первую очередь для молодого читателя, очень ясные, русские по духу, проникновенные и потому не оставляющие читателя безучастным. Они увлекательны, с приключенческим сюжетом, где до конца не знаешь, кто друг, а кто враг, и когда наступит разоблачение. Действие большинства повестей и романов происходит в годы Великой Отечественной войны, что добавляет особенной пронзительности, а человеческие ценности, такие как отношение к подвигу, любовь, верность не только человеку, но и Родине, и себе, явлены читателю просто и ненавязчиво – как раз то, что надо для юношества.

«Во всех своих повестях Зиборов показывает, что готовность пойти на подвиг – не показное для солдата, вчерашнего крестьянина и рабочего, а мера его поведения, глубокая потребность натуры. Труженики, руки которых знали одно – строить жизнь, тем более глубоко и остро ощущают зло войны», – писал в критической статье орловский поэт и критик Александр Серафимович Логвинов.

В прозе Евгения Александровича – не просто абстрактные рассуждения о русской натуре, о суровом времени. Зиборов – участник Великой Отечественной войны, отсюда ещё одно неоценимое достоинство его творчества – достоверность.

Евгений Александрович Зиборов родился 6 февраля 1922 года в Орле. Отец его до революции служил писарем, в 1918-м стал чекистом; в 1931 его избрали секретарём партийного комитета одного из орловских заводов, а в 1934 году умер. Причиной смерти называют воспалившуюся старую рану, полученную во время гражданской войны. Сам Евгений в 1940-м по окончании средней школы поступил работать на орловский завод «Главтекстильмаш». В октябре 1941-го ему пришлось эвакуироваться в Среднюю Азию. Он работал в хлопководческом колхозе Кассансайского района Наманганской области Узбекской республики, затем на строительстве горного водохранилища.

В том же году, спустя несколько месяцев, девятнадцатилетний Евгений добровольно ушел в армию. Воевал на Белорусском, Закавказском, Западном фронтах, был полковым разведчиком, десантником в танковой бригаде, помощником командира взвода стрелкового подразделения, командиром минометного расчета. Несколько раз был ранен. О том, как воевал Евгений Александрович Зиборов, рассказывают наградные листы.

Приказом № 150 по горно-стрелковому Туркестанскому Краснознамённому полку 6 августа 1943 года от имени президиума Верховного Совета Союза ССР медалью «За отвагу» награждены несколько бойцов, в том числе, разведчик Зиборов, который «27.7.43 под сильным миномётным и пулемётным огнём подполз к траншее противника, уничтожил 12 гитлеровцев, пытавшихся захватить пулемёт и отважного разведчика».

В 1944 году уже командир миномётного расчёта старший сержант Зиборов Е.А. отличился ещё раз, о чём в наградном листе сказано: «При прорыве обороны противника 6.10.44 в районе Расейняй Литовской ССР товарищ Зиборов подавил наблюдательный пункт противника и уничтожил до взвода пехоты противника», за что был представлен к Ордену «Красная звезда».

В 1945-м Евгений Александрович демобилизовался из рядов Советской Армии и уже в мирное время был награждён Орденами Отечественной войны I и II степени.

И вот, молодой человек двадцати трёх лет от роду, с непростым жизненным опытом приходит в литературу. В 1947 году в «Орловской правде» появились первые стихи Евгения Зиборова. Одновременно он пробует силы и в прозе. В «Орловском альманахе» опубликованы его рассказы, первый из которых, «Твёрдые люди», посвящён военным событиям под Орлом 1943 года.

В 1951 году Евгений Зиборов пришёл на профессиональную работу в газету «Орловская правда». С 1956 по 1957-й, буквально полгода он возглавляет отдел в редакции газеты «Орловский комсомолец». И в 57-м уходит в редакторы многотиражки Орловского пединститута. По-видимому, человек не делал карьеры, а искал способа соединить заработок с возможностью писать художественную прозу.

В 1959-м отдельным изданием выходит его первая книга – «Ленька-трубач». Героика гражданской войны, которой было озарено детство, нашла воплощение в раннем творчестве Евгения Александровича. Книга стала заметным событием не только в Орловской области, но и за её пределами и вскоре была переиздана (1962), позже ещё несколько раз. Автор получил множество писем от юных читателей с вопросами о герое повести. Ответ писателя детям опубликован в газете «Орловский комсомолец» за 25 февраля 1964 года. Зиборов писал: «Лёнька-трубач выдуман. Но зато образ его списан с разных людей, чьи судьбы во многом схожи с рассказанным в книжке».

Буквально одному эпизоду Курской битвы 1943 года посвящена повесть «Высота Безымянная» (1962). Она также не осталась незамеченной читателями и товарищами Зиборова по перу. «Книга Зиборова очень достоверна»,- так говорил о «Высоте безымянной» орловский прозаик, начавший фронтовой путь солдатом-стрелком и дошедшим до Берлина в чине майора, референта по литературным вопросам Ставки Главнокомандующего Леонидом Николаевичем Афониным. Но и при всей фактологической правде, повесть наполнена жизнью, её герои – люди с разными характерами – любят и ненавидят, предают и разоблачают, воюют, не предполагая в этом подвига, горюют о погибших и раненых товарищах, так и не привыкнув к тому, что смерть всегда рядом.

Членом Союза писателей СССР Евгений Александрович стал в 1963-м, имея литературный успех. И в том же году он возвращается на работу в «Орловскую правду».

Издаются и другие сборники повестей, романы писателя: «Жаркое лето» (1965), «Солдаты идут за солнцем» (1965), «Деревья остаются большими» (1966), «Мои сограждане» (1967), «Спустя годы» (1969), «Завтра придет Иван» (1970), «Бронебойщики» (1971), «У огненной черты» (1971), «В северном море – ноль» (1975). За десять лет — девять книг.

Осторосюжетный роман «Завтра придёт Иван» написан на основе архивных материалов о работе орловского антифашистского подполья. Мы знаем об этом из заметок поэта, прозаика, литературоведа Ивана Григорьевича Подсвирова.

Первая не прозаическая книга Зиборова – сборник стихов «Над миром звезды» 1960 года издания, – единственная стихотворная книга Евгения Александровича. Для читателя 21 века она по-своему любопытна. Лет десять назад такие стихи показались бы лукавством, но надо постараться понять людей того времени, одержавших победу над умным, жестоким, отлично вооружённым врагом. С какой охотой, должно быть, они брались за мирный труд и достоинство победителя приумножали достоинством труженика. Как довольно ещё молодому человеку (38 лет), вышедшему из войны победителем вместе со всем народом, не испытывать радостной жажды труда, не видеть высокой цели созидания, не воспевать её в стихах?

Романтику труда, как очевидную сильную сторону поэтического творчества Зиборова, подчеркнул в критической статье поэт Дмитрий Иванович Блынский: «Стихотворное слово часто приподнято, звучит с пафосом, но этот пафос никогда не отрывается от земли, его корни глубоко вросли в благодатную почву родного края». Блынский отмечал также: «Как и в прозаических произведениях, в стихах Евгения Зиборова остаётся романтическое начало».

С такой точки зрения стихотворение «Экскаватор» не удивительно. На взгляд читателя, далёкого от войны, от повсеместного восстановления, всеобщего возрождения к жизни, кажется, экскаватор не может служить поводом для стихосложения. Но по тому времени это вполне оправданный посыл для творчества.

Экскаватор

Он переполз на брюхе рвы,
под косогор скатился,
в горбушку глины и травы
железной челюстью вцепился.

Он рвал пласты тугие недр,
клыкастой бороздил гребёнкой
и, жадный, всё-таки был щедр,
бросая за плечи щебёнку.

Он врылся весь. А на заре,
подняв победно ковш блескучий,
мигнул глазами фонарей,
умолк, тяжёлый и могучий.

На лапах чёрных сохла грязь,
и, высыхая, розовела.
Он отдыхал, не удивясь
тому, что смог такое сделать.

А мне казалось – он здесь встал,
чтоб новый пласт подмять под брюхо –
недаром взглядом фар искал
земли нетронутой краюху.

Земля в этом стихотворении сравнивается с горбушкой хлеба. Похожий образ прослеживается в стихотворении «Весенняя теплынь»:

Глядит дорога полевая
на яровых широкий клин.
В дыму зелёном поспевает
коврига влажная земли.
Весна…
Пусть от неё мозоли
на руки пахаря легли –
мы эту синь, теплынь,
раздолье
всю зиму в сердце берегли.
В амбарах зёрна ворошили
и под весёлый, гулкий звон
на жарком пламени калили
стальные гребешки борон…
И нам казалось,
что средь пахучей тишины
вновь яровое поднималось
на тёплом противне весны.

Стихотворение «Аврал» живо описывает опасную ситуацию, возникшую, быть может, на строительстве плотины. Даже не саму ситуацию, а те эмоции, с которыми юноши и девушки её преодолевают:

Даёшь!
Пускай синеют губы,
пусть пробивает тело дрожь –
сквозь туго стиснутые зубы
твердим упрямое: даёшь!
Нажим – и, мускул напружиня,
бросок, нажим – и вновь бросок…
Упрямство наше вместе с глиной
легло потокам поперёк.

Таковы сила, энергия людей, которые никогда больше не будут знать беды – они в этом уверены. Уверен и от всего сердца желает этого потомкам лирический герой стихотворения «Медаль»:

Медаль военная моя,
далёких дней свидетель,
ты дорога,
и всё же я
хочу сказать вот это:
пускай, мерцая серебром,
лежит медаль солдата
не на груди, а под стеклом
музейным экспонатом.
Пусть новым,
юным,
молодым
хозяевам планеты
неведом будет чёрный дым,
военных дней рассветы.
Пускай другой их в жизни ждёт
почётный знак медали –
за славный труд,
за смелый взлёт
в космические дали.
А наши –
пусть хранят века,
как слитки ратной славы
с рельефом сабли и штыка
на серебристом сплаве.

У Евгения Зиборова свой взгляд на войну, который можно бы определить как «в малом – большое». Маленький, свисающий в окоп вьюнок, тонкие, посечённые осколками осинки олицетворяют целую страну, народ, вместе с тем, каждого человека в отдельности, готового во имя свободы на любую жертву. Таково творческое озарение автора, в полной мере осознавшего масштаб, всю глубину трагедии, её жестокое и неоспоримое право требовать от человека силы духа, праведного гнева, несгибаемой воли, жертвенной, самозабвенной любви к родной земле.

На рубеже

Пригнулись низко стебли ржи,
в окоп вьюнок спустился синий.
За мной Россия вся лежит,
я – на виду у всей России.

Железо грохнуло вдали,
огнём губительным плеснуло.
И свет померк,
вьюнок в пыли,
и смерть в глаза мне
заглянула…

Но я отсюда не уйду,
осин рыжеющих не брошу
одних в пылающем аду
на косогоре с чёрной рожью.

Уж если смерть –
так лучше тут,
у ног простреленных осинок,
чтоб даже падая на грудь,
прикрыть хотя бы пядь России.

Фронтовая весна

Ничья земля
за бруствером лежит
с начинкою из рваного металла.
Ольха,
упав на ржавые ежи,
ободранные локти разметала.
А там,
где колья вздыбили свой ряд,
воронки, как прозрачные оконца…
Нам кажется –
из них сейчас глядят
весенние расплавленные солнца.
И даже здесь
звенящий бег ручья
доносится сквозь минные разрывы.
Ничья земля…
Да кто сказал – «ничья»?
Попробуй-ка её из сердца вырви!
Недаром сшила ей, земле, весна
солдатскую зелёную рубаху.
Недаром к нам ползёт, обожжена,
ольха на локтях сбитый по оврагу.
Пусть у ежей железных залегли
бойцы, которым больше не подняться –
сейчас мы встанем
беспощадно злы –
и полоса ничейная земли
по праву будет
нашей называться!

В поэзии Евгения Александровича Зиборова есть то, что делает стихотворство поэзией: возвышенное романтическое начало, увлечённость идеей, эмоциональность и искренность, Но именно проза помогла ему наиболее полно выразиться как творцу.

Е.А. Зиборов возглавлял Орловскую областную писательскую организацию с 1965 по 1970 год включительно. В 1971-м писатель переехал на жительство в Калининград, был членом бюро пропаганды художественной литературы, заместителем ответственного секретаря Калининградской писательской организации. Евгений Александрович умер 12 февраля 1994 года, похоронен в Калининграде.

Произведения Е. А.  Зиборова в нынешнее время должны бы особенно цениться. Они – своеобразные документы, свидетельства войны, где каждая строка пережита самим писателем. В книгах он увековечил значимые события нашего города, оживил их своим художественным даром. Теперь они стоят на полках библиотек. Стоит открыть, — и недавнее прошлое нашего народа, страны снова оживёт и в красках расскажет читателю о героях, не ведающих своего героизма, о бедах и победах, о торжестве силы духа, расскажет правдиво и образно.

Светлана Голубева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*